(время к прочтению от 15 минут)
История Молодёжного театра начинается со спектакля «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова в 1994 году. Надежда Казанская создала театральную студию в профессиональном лицее №19, где вечерами после уроков молодые девчонки и парни репетировали сцены спектакля к предстоящему юбилею Победы. Начав репетиции осенью, к концу весны студия выпустила свой, пусть не совсем стройный, но уже цельный спектакль, показанный на сцене лицея 5 мая 1995 года. Именно этот день театр считает своим днём рождения. Осенью этого же года студия продолжила свои занятия при народном театре В. П. Бесковой в Городском Дворце Культуры, где «Парень из нашего города» вышел ещё не один раз на большой сцене с Юрием Крюковым и Марией Гаковой в главных ролях. Этот спектакль на несколько лет стал визитной карточкой театра-студии и, среди прочих, был показан на сцене в деревне Стрелковка – родине Г. К. Жукова. Режиссерский опыт Н. Казанской формировался задолго до появления нынешнего коллектива, отмечающего 30-летний юбилей. Первый театр возник в конце восьмидесятых годов под крылом В. С. Пикалова в Доме культуры «Строитель». Некоторые его участники впоследствии стали гордостью Молодёжного театра. После ДК «Строитель» Надежда Сергеевна создала театр в Беломорске, откуда вернувшись в Обнинск через несколько лет, заложила первый кирпичик в основание нового коллектива, ныне ставшего самобытным, ярким узнаваемым театральным коллективом Обнинска.
Еще в Беломорске Надежда Казанская поступает на режиссёрский факультет Санкт-Петербургского государственного института культуры в мастерскую В. В. Петрова. Первым артистам Молодёжного театра посчастливилось познакомиться с Мастером лично во время коллективной поездки в Санкт-Петербург. Валерий Петров также приезжал в Обнинск для просмотра спектаклей театра уже после окончания института Н. Казанской. Дипломной работой Надежды Сергеевны на сцене Дворца культуры в 1996 году становится спектакль «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона, в которой она сама сыграла главную роль вместе с мужем Евгением Чирковым. Это была первая работа театра с талантливым хореографом Е. Козловой, добавившей камерному драматическому спектаклю-дуэту лирической красоты и нежности посредством создания удачно вплетенных в ткань спектакля танцевальных этюдов. Участие молодых актеров в новом для себя качестве пластического артиста стало новым интересным опытом для коллектива. В этом же году коллектив покажет «Двое на качелях» в усадьбе Игнатова в Калуге в рамках областного театрального фестиваля, где получит награды за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль.
Третью свою постановку, спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской, театр сыграет уже на сцене Дома культуры «Строитель» с дебютными актёрскими работами Ольги Кудиновой и Кирилла Сухановского. Выбор пьесы был обусловлен множеством факторов: за окном шли лихие 90-е, как их назовут позднее, сами артисты жаждали глубоких драматических ролей, а возраст ребят как раз соответствовал героям пьесы. Первые работы театра в силу молодости и незрелости студийцев, только окончивших школу, конечно, отличала юношеская наивность и самодеятельность. Тем не менее, искренняя увлечённость своим делом и вера режиссёра в успех шаг за шагом делали постановки серьёзнее, работу над ролью артистов продуманней, повышая требования к самим себе и к результату. 1998 год становится знаковым и переломным не только для страны в целом, но и для Молодёжного театра. Осенью коллектив открывает для себя новую площадку – обнинский Дом офицеров. На новой сцене вновь выходят «Парень из нашего города» с новыми актёрами и «Дорогая Елена Сергеевна». Удалённая площадка, малая известность коллектива, неготовность сцены для театральных постановок поначалу делают сложным привлечение зрителя, но год за годом, спектакль за спектаклем Молодёжный театр и Дом офицеров становятся узнаваемыми и привлекающими городских театралов. Первым спектаклем, поставленным в Доме офицеров в 1998 году, стала «Зойкина квартира» Михаила Булгакова в главных ролях с Инной Гальченко, Сергеем Фёдоровым, Алексеем Скворцовым. Это была работа, в которой появились первые построенные сценические декорации и созданные специально для спектакля костюмы, одежда сцены сменилась на чёрный кабинет. «Зойкина квартира» проживёт в репертуаре театра несколько лет и в 2003 году на V международном фестивале театрального искусства «МИГ» получит диплом за лучшую женскую роль (Инесса Конова), диплом в номинации «Модельер фестиваля», диплом в номинации «Событие фестиваля» — за создание характерного дуэта (Людмила Шкуратова и Сергей Фёдоров). После премьеры спектакль вызвал споры в городской прессе, и фактически стал той работой, после которой о театре начали писать и говорить, а сам коллектив уже нельзя было считать театральной студией. «Зойкину квартиру» театр также покажет на сцене Дома культуры г. Балабаново и в Боровском городском доме культуры.
Следующим большим спектаклем становится гоголевский «Ревизор», вышедший в 2000 году, с Романом Квашниным в главной роли. Спектакль получился большим и массовым – отдельные роли были распределены между несколькими актёрами. В этот спектакль впервые вливаются актеры Народного театра Андрей Гусев и Александр Тулаинов, пришедшие к Н. Казанской в поиске новых интересных для себя ролей. Игорь Шведок и Людмила Лазарева, первые актёры студии Надежды Казанской, исполнили роли Городничего и его жены. Важно заметить, что Молодёжный театр в эти годы становится отправной точкой для будущей профессиональной карьеры таких артистов, как: Виктория Пикос, Кирилл Сухановский, Роман Квашнин. В будущие годы со сцены театра на профессиональную сцену также шагнут Кристина Стебунова и Евгений Кутянин.
В 2000 год к пятилетию театра выходит еще один новый спектакль по пьесе Алана Эйкбурна «Дверь в смежную комнату» - дипломная режиссёрская работа Ксении Медведевой. Как и «Зойкина Квартира», этот спектакль будет в репертуаре театра несколько лет - детективный фантастический триллер с неожиданным сюжетом, богатым юмором и непременно добрым счастливым финалом станет одной из самых любимых зрителями постановок. Сразу после этой работы на сцене Молодежного театра выйдет дипломный спектакль Юлии Носовой «Ненормальная» по одноименной пьесе Н. Птушкиной.
Главным событием 2001 года, значимым шагом в уровне и масштабности постановок Молодежного театра становится премьера спектакля по пьесе Григория Горина «Тиль Уленшпигель», в главных ролях которого задействованы Игорь Склизков, Анастасия Бушуева, Алексей Червяков, Сергей Фёдоров, Александр Швец, Александр Тулаинов, Ольга Симоненкова и другие актёры, уже известные городскому зрителю по предыдущим спектаклям. Вот, что писали газеты об этой постановке: «Премьера удалась, состоялась в полном смысле этого слова. В зале был аншлаг, билетов перед спектаклем достать было невозможно, давка в гардеробе, а в проходах по доброй театральной традиции подставляли стулья. Потому что четыре часа не выстоять, именно столько длилось действо. Полноценный, очень зрелищный спектакль. Что говорить, давно обнинского зрителя не баловали такими постановками. Очень удачно в ткань спектакля вписалось данс-шоу «Бродвей» со своими ирландскими танцами в постановке Елены Козловой. О спектакле пришлось услышать много разных мнений, но все сошлись в одном – «Тиль Уленшпигель» блистал».
«... Состоялось очень важное событие в культурной жизни Обнинска: родился ещё один спектакль, которым может гордиться город. «Тиль Уленшпигель»… Сорок человек актёров задействованы в пьесе. Костюмы и декорации тщательно подбирались, обрабатывали музыкальные номера, продумывали освещение, звук. Это просто колоссальная работа многих и многих людей. И всё ради нас с вами, чтобы мы вышли из зала с полной душой и неравнодушным сердцем».
На областном фестивале-конкурсе любительских театров «Приокские сюжеты» в 2001 году этот спектакль завоевал диплом за лучший спектакль, диплом за лучшую режиссерскую работу (Надежда Чиркова), диплом за лучшую хореографию (Елена Козлова), диплом за лучшую работу художника по костюмам, диплом за лучшую мужскую роль (Игорь Склизков), диплом за лучшую мужскую роль второго плана (Андрей Гусев).
В конце этого же сезона, в 2002 году театр покажет ещё один спектакль «Чествование» по пьесе Б. Слейда о молодом, но тяжелобольном человеке, наполненном страстью к жизни, оптимизмом, любовью к людям. Закроет сезон спектакль-бенефис Светланы Савицкой «Квартира Коломбины» по пьесе Л. Петрушевской.
Летом 2002 года театр покинет большую сцену Дома офицеров и обоснуется в новом здании, малом зале Центра развития творчества детей и юношества Марины Хоменко, где Молодёжный театр родится в своем нынешнем, знакомом и любимом зрителю формате камерного театра. В течение трёх лет театр восстановит и покажет на сцене Дома культуры ФЭИ свои спектакли «Зойкина квартира» и «Дверь в смежную комнату» с обновлённым составом актёров. Также с большим успехом пройдёт «Тиль Уленшпигель» на сцене Городского Дворца Культуры. В эти же годы будет продолжаться ремонт и оснащение собственного зала и сцены театра, которые торжественно встретят зрителей в 2005 году.
Премьерой спектакля «Большая моя земля» по пьесе А. Галича «Матросская тишина» театр раскроется по-новому, пригласив гостей оказаться практически на одной сцене с актёрами, увидеть живые эмоции «на расстоянии вытянутой руки». «Про коммунистов и евреев, войну и мир, отцов и детей, преданность и предательство, любовь и ненависть, жизнь и смерть. Полный комплект «проклятых вопросов» плюс социальная «экзотика» первой половины ХХ века. Постановка актуальна в той же степени, в которой вневременны человеческие чувства. Художественное оформление спектакля лаконично, оправданно и очень тщательно выверено. На сцене нет лишних предметов или бутафорского «мусора». Реализм – в меру. Символизм – ненавязчивый. Черные задники «терпят» любую обстановку и смену декораций. Сценический свет придает «картинке» драматизма и графичности. Нельзя не отметить работу актера Александра Тулаинова. Он сыграл одну из главных ролей – 60-летнего еврея Абрама Шварца. Пронзительно и умно. «Это была премьера не только спектакля, но и нового дома Надежды Чирковой» (Екатерина Кошкина. «Народная газета»). На VI Обнинском открытом театральном фестивале «МИГ» в 2005 г. спектакль «Большая моя земля» получил диплом лауреата фестиваля, диплом за лучший актёрский ансамбль, диплом за лучшую мужскую роль (Александр Тулаинов) и диплом за лучшую женскую роль второго плана (Людмила Шкуратова). В этом же году на областном фестивале-конкурсе любительских театров «Приокские сюжеты» спектакль получил диплом лауреата конкурса I степени, диплом за лучшую режиссёрскую работу (Надежда Чиркова), диплом за оригинальное сценографическое решение спектакля, диплом за лучшее музыкальное оформление, диплом за лучший актёрский ансамбль в спектакле, диплом за лучшую женскую роль (Ольга Медведенко), дипломы за лучшую мужскую роль (Александр Тулаинов, Сергей Федоров, Марк Чучелов) и почетную грамоту областного Совета ветеранов.
В 2006 году театр завершает обустройство зала, устанавливается профессиональный звук и театральный свет, появляется чёрное сценическое покрытие. Вместе с хореографом Галиной Барбарыкиной Надежда Казанская выпускает спектакль «Гроза» по пьесе Александра Островского с Кристиной Стебуновой и Евгением Солодовым в главных ролях. «...Социальные конфликты в спектакле ушли на второй план, Дикой не производит впечатления "дикого барина", да и Кабаниха вовсе не деспот какой-то, вполне разумная барыня. На первом же плане - личная история Катерины, ее жажда любви. Правда, любовник неверной жены, Борис, оказался подлецом - "поматросил и бросил", поэтому у истории трагический конец, а текст пьесы, увы, не изменишь. Благодаря тому, что любовь - главное содержание спектакля, он получился светлым. И в этом заслуга не только режиссера, но и молодой актрисы Кристины Стебуновой. Она, дебютантка, сыграла Катерину страстно и убедительно… Режиссёр после спектакля призналась: ей хотелось показать, что в любви надо поступать бескомпромиссно, не тая своих чувств, потому что по-другому - не честно» (Алексей Собачкин. «Народная Газета»).
После значительного перерыва в новых постановках на камерной сцене Молодежного театра в 2009 году выходит жизнеутверждающий спектакль по пьесе Джона Патрика «Дорогая Памела». «На окраине города в подвале старого дома живет одинокая женщина. Трое мошенников, которых едва не накрыла полиция, получают у старушки разрешение пожить. Они страхуют хозяйку дома, чтобы после ее смерти получить вознаграждение. Но Памела в окружении вдруг появившейся у нее семьи буквально расцветает и умирать никак не собирается. Сами мошенники тоже начинают испытывать тёплые чувства к будущей жертве. Что не мешает им старательно придумывать несчастные случаи для старушки. До последнего момента ждёшь, что всё закончится хорошо. Но не тут-то было. Памела все-таки погибает. Вообще-то спектакль считается комедией. Действительно, забавных моментов довольно много: угощение чаем из спитых и высушенных пакетиков, выпивка из баночки с надписью «Крысиный яд» и так далее. Однако все пять рядов зрителей раза три за спектакль утирали слезы: героиня Ирины Дементьевой была настолько убедительна, трогательна и беззащитна, что ее обращения к Богу или же рассказ о погибшей дочери никого не мог оставить равнодушным. «Ирина Дементьева, - говорит режиссер Молодежного театра Надежда Казанская, - уникальный человек. И не только как актриса. Это настоящая находка нашего театра». В спектакле также заняты Игорь Склизков, Елена Селина, Алексей Пономарев, Андрей Голованов» (Марина Беляева. «Народная Газета»).
В 2011 году на сцене театра под громкие аплодисменты выходит большой интересный спектакль «Три товарища» по роману Эриха Марии Ремарка с запоминающимся квартетом Игоря Склизкова, Андрея Голованова, Евгения Солодова и Кристины Стебуновой. Главные герои – фронтовые товарищи, владельцы маленькой авторемонтной мастерской – пытаются выжить и утвердиться в жестоком мире предфашистской Германии, где всё рушится и трещит по швам, где приходится терять то, что любишь, и где пламя прошедшей и будущей войн опаляет даже очень стойких людей... Темы любви к людям, женщине, жизни, стране – все переплетаются в этом спектакле, вынося на поверхность глубину философии Ремарка, помогают задуматься о собственной жизни, через слёзы и сострадание помогают стать немного лучше. В спектакле впервые появляются многоуровневые декорации, возникает настоящий автомобиль начала XX века, звучат реальные выстрелы. Историческая достоверность и пронзительная актерская игра на два сезона остаются на сцене, чередуясь с показами полюбившегося зрителям спектакля «Дорогая Памела». Спектакль «Три товарища» завоевал дипломы за лучшую мужскую роль второго плана (Игорь Склизков) и диплом за лучшую сценографию спектакля VIII обнинского открытого театрального фестиваля «МИГ» в 2011 г. В конце сезона, в 2012 году театр выпускает спектакль «Вот это любовь» Алексея Морозова.
После глубокого драматического спектакля Надежда Казанская возвращается к пьесе Пьера Огюстена де Бомарше, задуманной к постановке более 10 лет назад, и на сцене Молодёжного театра в 2013 году феерично выходит «Безумный день или женитьба Фигаро» с дебютом Настасьи Солдаткиной в роли Сюзанны, выразительными образами Антона Букова, Влада Хохлова и Алены Рачкулик. Яркий искрометный спектакль, наполненный неожиданными характерами, живыми диалогами и мизансценами. Решение в жанре буффонады и динамика спектакля отличаются от авторского замысла, но делают эту работу театра более захватывающей и увлекательной. Как всегда - много музыки и массовых сцен, образы главных героев нарочито комичны, а их взаимоотношения и милы, и искренни одновременно. В этой работе впервые была активно задействована театральная студия, которая каждый год взращивает молодых талантливых ребят рука об руку с опытными артистами любительского театра под руководством Ксении Медведевой, занимающейся творчеством с Надеждой Казанской со дня основания Молодёжного театра. Впервые с выхода этого спектакля попасть в театр становится всё сложнее: билеты продаются заранее, а рекламных афиш уже не требуется. На IX открытом театральном фестивале «Миг» в 2014 году спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро» получил диплом «За лучший спектакль», а также стал победителем в номинации «Лучшая пластика». Актёр театра Игорь Склизков был признан лучшим актёром, а Владислав Хохлов стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Не менее светлой и жизнерадостной стала следующая работа Молодежного театра по рассказам Василия Шукшина «Вот живу. Хорошо!», премьера которой состоялась в 2015 году. Четыре рассказа, легшие в основу спектакля, под аккомпанемент аккордеона Никиты Липунова повествуют о простой сельской жизни, с непременным авторским юмором, подчеркнутым мастерством актеров, много лет посвятивших себя коллективу. В спектакле успешно дебютируют Тофик Мамишов и Дмитрий Косякин.
В 2016 году театр возвращается к драматическим произведениям, на сцену выходит трогательная «Очень простая история» Марии Ладо с дебютом Аркадия Асабина, Екатерины Мироновой и Алины Овчаренко. Эта пьеса необычна тем, что в ней принимают участие как люди, так и животные: в этом есть что-то от сказки, но на самом деле она заканчивается на десятой минуте. Выбор, жертвенность, предательство и вера — эти темы автор выводит на поверхность. В спектакле рассматривается проблема отцов и детей: насколько мы понимаем друг друга, помним ли мы о своих ошибках в юности, от чего мы должны уберечь своих детей. Подчас человек делает ошибку, выбирая деньги, славу, материальные блага и забывая о том, что в мир мы пришли на очень короткий срок.
Сезон 2018 года театр открывает спектаклем «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова, представляя зрителю новых артистов коллектива: Андрея Терехова, Даниила Авдеева и Андрея Алтухова. По признанию автора, в этой пьесе рассказывается «об ответственности любого из нас за того, кто рядом», «о зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными». «Жестокие игры» можно считать первой работой театра над проблемой современной молодежи, несмотря на сорок лет, прошедших с момента ее написания.
Пьеса «Оскар и розовая дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта, вышедшая в Молодежном театре в 2019 году, оказывается одной из самых ценных работ коллектива. Безусловным событием становится роль Розовой дамы в исполнении Людмилы Шкуратовой. На сцену впервые в полноценных ролях выходят Владислав Корякин, Алиса Котова и Мария Теплякова. По сюжету десятилетний онкобольной мальчик Оскар узнает, что жить ему осталось всего несколько дней. И тогда сиделка в больнице предлагает ребёнку считать каждый прожитый день за десятилетие. Мальчик принимает эти правила и описывает свою жизнь в письмах к Богу. Жанр спектакля необычен для драмы: сцена больше напоминает цирковую арену или варьете, а основным образом спектакля выбраны мыльные пузыри, красочные, праздничные, но очень хрупкие, как и сама жизнь. Спектакль – лауреат I степени областного фестиваля-конкурса любительских театров «Приокские сюжеты» в 2020 году и дипломант «За лучшую режиссуру спектакля».
Весной 2020 года Молодежный театр выпускает большой, многоплановый сложный драматический спектакль «Страх и отчаяние в III империи» по пьесам Бертольда Брехта. Спектакль – предвестник, спектакль – пророк. Пандемия, накрывшая планету в этом году, на некоторое время вынуждает театр отменить часть спектаклей и ввести онлайн-трансляции для зрителей, которые вынужденно не могли на него попасть. По мнению режиссёра, спектакль «Страх и отчаяние в III империи» театр не смог сыграть так много, как того заслуживает сама постановка. В спектакле использованы новые постановочные инженерные решения: реальный дождь и цифровой свет, которым профессионально управляет Екатерина Корякина. В основе спектакля - пьесы Б. Брехта «Меловой Крест», «Правосудие», «Жена Еврейка», «Шпион», которые очень точно, и одновременно пугающе иллюстрируют искажение человеческого сознания под давлением фашизма, нацизма, национализма. Своеобразные хроники из далекого прошлого актуальны и страшны своим отражением современных войн, политических изменений, взглядов молодеющего общества. На сцену впервые выходят Кирилл Гулин, Екатерина Кучеренко, Артем Федосеев, Любовь Денисова, Денис Шаршиков, Ирина Смутная, Дмитрий Орленко и ряд других актёров с аккомпанементом фортепиано Сергея Орленко.
В сезоне 2020-2021 годов на сцене Молодежного театра выходит пьеса «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша. Спектакль о большой душе, безграничной вере, искренней любви, умении отдавать и жертвовать. Спектакль камерный, на нескольких актеров, с безупречно исполненной Аркадием Асабиным ролью слепого юноши Дональда Бейкера. Это не просто история любви, как говорит Надежда Казанская, это спектакль о том, что человеку нужен человек. Чтобы кто-то тебя услышал, когда хочется выговориться. Театр показал столкновение двух миров: рафинированного мальчика из состоятельной семьи и девочки-бабочки, порхающей с цветка на цветок. Они находят друг друга. Она дает ему чувство свободы, а он ее учит ответственности.
Большой состав актеров Молодежного театра требует от режиссёра поиска новых масштабных работ. В 2022 году на сцену выходит один из самых волшебных и массовых спектаклей по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» с танцами, превращениями и вокальными партиями. Безусловный успех спектаклю принесли исполнители главных ролей Денис Шаршиков, Любовь Денисова, Елена Кирющенко, Владимир Сигаев и Евгений Конов. Яркий музыкальный спектакль, наполненный загадочными превращениями, погружающий зрителя в настоящую сказку и чудесный мир фантазий мирового классика благодаря удивительным костюмам и гриму, созданными Ксенией Медведевой и красочным декорациям Алексея Пономарева. Спектакль одновременно нежный и романтичный, смешной и динамичный, местами космический. Шекспир здесь необычный, живой, интересный, увлекательный. Этот спектакль, не смотря на самое большое количество выходов, так и не смог вместить всех желающих его посмотреть.
В 2023 году театр представил зрителю спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера, о которой сам автор говорил: «Это простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы; и это сложнейшая пьеса, где я с любовью рассказываю о простейших вещах на свете». Открытием и самой юной актрисой с большим творческим будущим в этом спектакле стала Софья Фомичева в роли Эмили Уэбб. Творческим дебютом этот спектакль стал также для Ирины Макаровой, Натальи Беляевой, Юлии Богдановой, Евгении Тулаиновой, Александра Токарева и Александра Стефани.
Годом позднее Надежда Казанская начинает работу сразу над двумя спектаклями, и в 2024 году на сцене театра поочередно выходят спектакли «Все мои сыновья» по пьесе Артура Миллера и «Дети солнца» по пьесе Максима Горького. В обеих работах с успехом и многогранностью исполнительского мастерства зрители знакомятся с актрисой Леей Рихтер-Мало. На сцене дебютируют Евгений Ефимочкин, Ольга Стефани и Александр Мамкин, а Ксения Медведева и Алексей Червяков мастерски раскрывают сложные драматические образы Джо и Кейт Келлеров. «Все мои сыновья» - сложная психологическая пьеса о человеческих взаимоотношениях и попытках найти истину внутри себя для каждого персонажа, живущего в футляре обмана и лжи, пьеса-исповедь. Вторая работа «Дети солнца» - пьеса-мечта и спектакль-надежда в эпоху тектонических сдвигов в современном мире, во все времена возвращающая людей к ценностям любви, доверия и веры.
За тридцать лет творческого пути на сцену Молодёжного театра вышли более 200 артистов разного возраста в ярких образах, запоминающихся ролях, танцах и эпизодах. Вклад каждого участника в становление и развитие этого любительского театра важен и ценен, а почерк бессменного режиссера Надежды Казанской всегда будет отличать работы этого уникального самобытного творческого коллектива.
Театр благодарит всех друзей, единомышленников и, конечно, нашего Зрителя за годы взаимной поддержки, интереса, желания быть вместе и открывать другу друга в новых театральных постановках.
AI Website Builder